История похоронного дела в современной России
Улучшению и совершенствованию современного российского похоронного дела до сих пор во многом препятствует ряд не лучших особенностей, унаследованных от Советского Союза.
Похоронная инфраструктура страны оценивается прежде всего по состоянию кладбищ. Как известно, в условиях плановой советской экономики ресурсы страны направлялись главным образом в сферы производства средств производства и обороны. Потребительский сектор финансировался в недостаточной мере, а нужды похоронной отрасли почти полностью игнорировались. Кладбищами ведали местные советы, которые были заняты главным образом производственными вопросами и первоочередными нуждами населения. Почти повсеместно не проводилось благоустройство кладбищ, наоборот, были случаи, когда могильные ограды и памятники использовали для производственных нужд, а между заросшими могилами выращивали картошку.
При проведении в России рыночных реформ в 90-е годы прошлого века похоронной отрасли экономики не было уделено серьёзного внимания. Кладбища, как и раньше остались в ведении местных органов власти, которые по-прежнему не очень стремятся решать проблемы, относящиеся к похоронному делу. Поэтому довольно часто кладбищенские территории «сдаются в аренду» какой-нибудь частной компании. В результате теперь в России появились как бы частные кладбища, хотя по закону таких не существует.
Важно также то, что в советский период захоронения не учитывались и не контролировались, хотя в конце пытались это делать, но очень некачественно. В результате страной были унаследованы тысячи стихийных кладбищ, которые официально не существуют. Они продолжают действовать и ныне.
Легально существующие кладбища, принадлежащие муниципальным структурам, по большей части не охвачены кадастровым учётом и не существуют в качестве юридических объектов, соответственно, местные власти могут не отчитываться о развитии таких объектов. То есть проблемы, относящиеся к учету и контролю захоронений, остаются не решёнными. Как и прежде гражданину страны негде получат информацию о существующих захоронениях. Чтобы это стало возможным, надо сначала разобраться тысячами теневых кладбищ, не охваченных учётом.
Довольно скудно выглядит советское наследие по кремации. Был период, когда её широко пропагандировали, но вскоре выяснилось, что строительство крематориев – мероприятие сложное и дорогое. Так что это начинание вскоре было похоронено и к началу 90-х годов ХХ века в стране было лишь пять крематориев. К настоящему времени положение несколько выправилось — количество действующих крематориев приближается к трём десяткам. Но по развитию кремационной структуры Россия значительно отстаёт от многих стран.
Похоронные бюро
В 1987 году было узаконено создание частных коммерческих предприятий, и вскоре стали появляться фирмы, ориентированные на похоронную сферу, изготовлявшие и продававшие ритуальные товары, а также предлагавшие похоронные услуги. Они использовали возникшие в советские годы кустарные мастерские. Многие десятилетия такая работа была полуподпольной, одни мастерили гробы, другие с использованием ресурсов и инструментов предприятий, на которых работали, сваривали металлические оградки и надгробья и так далее. На этой основе начала формироваться рыночная модель сферы ритуальных товаров и услуг.
Но частный сектор на протяжении всего постсоветского был допущен лишь к продаже ритуальных товаров и организации обрядов и церемоний, а кладбищами, крематориями и моргами, как и раньше, продолжили распоряжаться государственные структуры. Следует отметить, что создание частных моргов и крематориев в стране возможно, но серьёзно ограничено бюрократическими сложностями. В результате пока в России лишь два частных крематория, а в частных моргах действует ряд ограничений на проведение как патологоанатомических обследований, так и судебно-медицинских экспертиз. Поэтому в действительности, если морг частный, то скорее всего он относится к классу трупохранилищ.
Пробелы и недоработки в законодательстве
Во многом переход от планового хозяйствования к рыночному был осуществлён при недостаточном законодательном переосмыслении, если отрасль как-то работала, то что-то улучшать законодатели не спешили. Таким примером может служить похоронное дело, значительная часть соответствующих законодательных норм просто перенесена из советской плановой системы, ориентированной на хозрасчетные похоронные бюро, которые не являлись самостоятельными и независимыми единицами экономики. Многочисленные законодательные пробелы затрудняют юридическое урегулирование многих вопросов. Правительством уже много лет ведётся разработка нового закона о похоронном деле, но неясно, когда она завершится.
Законодательные неувязки приводят к возникновению в регионах широких сетей и каналов с неформальными посредническими связями. Например, работниками моргов оказывается ряд дополнительных платных ритуальных услуг, не включённых в прейскуранты. У некоторых похоронных служб имеется своя платная «агентура» в медицинских и полицейских структура, сообщающая о наступлении смерти человека и о контактах его родных. Многие из подобных связей не сопряжены с нарушениями российского законодательства, но они проблемны морально, а также не вписываются в общемировой опыт — во многих странах они подлежали бы уголовному преследованию.
В РФ до настоящего времени отсутствует федеральный орган, осуществляющий надзорные функции в области похоронного дела. Не установлены специальные требования, которым должно соответствовать частное похоронное агентство, не требуются ни особые лицензии, ни специальное образование. Соответственно, открыть похоронное бюро могут совершенно неподходящие люди.
Власти некоторых городов страны, например, Санкт-Петербурга и Москвы, пытаются улучшить положение, вводя местные законодательные нормы, но по большей части ситуация довольно плачевна. Усилия некоторых местных властных структур и фирм, таких как Ritual.ru, помогают улучшать ритуальную сферу, но для решения общероссийских проблем необходимо кардинальное усовершенствование федерального законодательства.
Возможно вам будет интересно: