Закрыть
Нижний Новгород
  Иудейский похоронный обряд

Иудейский похоронный обряд

Иудейские похоронные обряды отличаются самобытностью. У всех рассеянных по миру еврейских общин сложились свои погребальные ритуалы и традиции. Однако, в иудаизме также есть и общие правила, которыми следуют все скорбящие евреи по всему миру. Этим основным традициям и посвящена данная статья.

Перед смертью

До того как член семьи отошёл в мир иной принято собираться у его постели. В иудаизме важно сделать всё возможное для спасения жизни человека, а вот приближать кончину, даже если человек сильно мучается, нельзя. Будет хорошо, если умирающий прочтёт покаянную молитву (видуй) и священный текст Шма. От близких требуется выполнить все последние просьбы умирающего, если они не вступают в противоречие с законом, в первую очередь с Галахой (так называют основанное на Торе, еврейское право). Смертью человека принято считать тот момент, когда остановилось его дыхание.

Подготовка к похоронам

После смерти близкого человека домочадцы надрывают на себе одежду и читают Шма, зажигая у изголовья кровати почившего свечи. С этой секунды и до похорон рядом с телом будет всегда находиться человек, читающий псалмы. В некоторых еврейских общинах ещё выливают все жидкости, что были в доме на момент смерти. Эту традицию связывают с тем что к жидкостям прикасается ангел смерти Малхемувес, пришедший к умирающему.

А после близкие почившего (или нанятые специалисты) начинают готовить тело к погребению. В иудаизме умершего тщательно обмывают, начиная с головы и используя не менее двух десятков литров тёплой воды. Во время обмывания покойного запрещены любые досужие разговоры. После омовения глаза почившего накрывают черепками, горстью земли или монетами. Далее одевают в тахрихим, белый саван. Тахрихим делают максимально закрытым и простым. Это позволяет уравнять перед лицом смерти богатых и бедных. На ноги умершего обувь не надевают.

Над покойным можно проводить базовые косметические процедуры, но любое вскрытие или бальзамирование запрещено. Тело покойного должно быть погребено в целости, а значит и извлечение органов недопустимо. Исключение делают только в случае, если человек умер в результате примененного к нему насилия, и вскрытие нужно для расследования. Некоторые раввины могут разрешить вскрытие в целях трансплантации органа, который может спасти жизнь другого иудея. Кремация недопустима.

Как хоронят по иудейскому обряду?

После того как все подготовительные процедуры завершены, умершего еврея относят на кладбище. Покойного могут как нести на руках, так и класть в гроб. При похоронах с гробом одну из досок гроба убирают или насыпают в гроб землю. Этот обычай связывают с цитатой из Торы “Ты есть прах земной и в прах ты возвратишься”. Гроб на иудейских похоронах всегда скромный. Внутрь не приятно класть какое-либо убранство.

Гроб всегда закрывают. Оставлять тело человека открытым – значит оскорблять его память. Цветы на гробу или в нём тоже считают недопустимыми.

Во время иудейских похорон читают псалмы Давида, иногда раввин произносит краткую речь о покойном и его делах. Близкие родственники почившего совершают криа – ритуально надрывают одежду в знак своей скорби. Криа не делается в том случае, если почивший ушёл из жизни по своей воле или перешёл в другую религию. В иудаизме похороны – важный обряд и оставлять умершего без погребения недопустимо. Еврей, встретивший похоронную процессию, должен к ней присоединится и пройти вместе с ней некоторое расстояние. На кладбище не стоит вести досужие разговоры – это знак неуважения к покойному и его семье. В конце похорон участники выстраиваются в два ряда. Между этими рядами проходит семья почившего. Им выражают соболезнования. В конце похорон участники моют руки, не вытирая.

В иудаизме важно похоронить умершего в день смерти, хотя есть исключения. Нельзя хоронить в субботу и в праздники. Также похороны можно отложить, если требуется отправка тела в другой город или ожидается прибытие близких родственников. Однако любые задержки похорон не одобряются иудаизмом. Считается что в каждый день, проведённый без погребения, душа усопшего испытывает муки.

Еврейское кладбище

Также для иудаизма важно, чтобы усопшего похоронили именно на еврейском кладбище. Если на таком кладбище свободного места нет, то можно захоронить останки поверх неизвестной могилы, если предыдущие останки полностью разложились. В этом случае над старым захоронением насыпается не менее 60 см. земли, а сверху уже кладется гроб с покойным. Если останки разложились, но сохранился могильный камень, то на нём нужно написать имена обоих покойных. Изредка иноверцев хоронят на еврейских кладбищах, а иудеев на кладбищах других конфессий. В любом случае, могилу нужно обнести оградой.

В качестве надгробий используются мацева – вертикальные плоские камни. На них пишут имя и годы жизни усопшего, допускается короткая эпитафия. На еврейских надгробиях надписи делают на иврите, а украшают или звездой Давида или менорой – подсвечником на семь свечей. Традиционные могильные камни изготавливались из песчаника или тростника, но сейчас их делают из гранита или мрамора. Иудаизм не приемлет роскошных надгробий, мавзолеев и склепов. Использование фотографий или скульптур не в почёте. В качестве дополнительных украшений допустимо использовать гравировку с изображением животных, растений или простого орнамента.

Траур

Траур в иудаизме также строго регламентируется. Считается что души членов одной семьи тесно связаны. По усопшему должны скорбеть его родители, супруги, а также братья и сёстры. В день после похорон друзья или близкие скорбящих должны принести в дом усопшего поминальную трапезу – хлеб и яйца, сваренные вкрутую. Здороваться с домочадцами усопшего и первыми начать разговор не принято.

Шива – самый жесткий траур, возлагаемый на еврея в первые семь дней после смерти близкого. Во время этого траура скорбящие не покидают дома (кроме как для семейных собраний), не читают Тору, не работают, не развлекаются, а также не моются и не прибегают ни к каким уходовым процедурам, включая бритье. Также тканью закрывают все зеркала и картины.

Второй период траура называется Шлолим. Он длиться двадцать три дня после шива, пока со дня смерти не пройдёт месяц. В этот период строгость траура ослабляется. В это время скорбящий может принимать прохладный душ, стричь ногти и менять одежду. Переживающий утрату всё ещё не может стричься и бриться, ему следует избегать развлечений, а также сменить место в синагоге. Если умерли отец или мать, то с шлолимом не заканчивается траур. Скорбеть ещё нужно порядка года, в течении которых на детей почившего также действует ряд ограничений. но не таких строгих.

Тридцатый день после похорон

На тридцатый день после похорон принято приходить к могиле почившего и устраивать поминки прямо возле неё. Такие особые поминки – азкара включают в себя чтение священных текстов, в том числе и 119-ю главы Тегиллима. Стихи в этой главе расставлены в алфавитном порядке. Приятно читать те стихи, первые буквы которых составляют имя умершего.

После говорят слова в память об усопшем. Хорошо если они содержат в себе какое-либо наставление для присутствующих и утешение для скорбящих. Перед уходом на могилу усопшего кладётся камень. Так оставляется знак, что умершего помнят и его могилу посещают. Иногда на надгробный камень возлагают и руку.

За воротами кладбища снова моют руки, не вытирая их. Таким образом скорбящие уносят с собой хоть что-то напоминающее о почившем и месте его последнего пристанища.

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок
Круглосуточная справочная+7 (831) 282-22-22