Закрыть
Нижний Новгород
  Как опознают тела погибших в авиакатастрофе

Как опознают тела погибших в авиакатастрофе

Сегодня авиаперелеты стали неотъемлемой частью нашей жизни и считаются самым быстрым и комфортным способом пассажирских перевозок, особенно если речь идет о путешествиях на дальние расстояния. Данные мировой статистики говорят, что ежедневно в мире совершается более 120 тысяч полетов. С момента своего появления и по сей день авиаперелеты становятся для многих тяжелым испытанием в связи с аэрофобией – боязнью воздушных путешествий. Тем не менее, авиатранспорт признан одним из самых безопасных средств передвижения: крушения воздушных судов происходят крайне редко, а шансы выжить в авиакатастрофе составляют свыше 90%.

Специалисты утверждают, что абсолютное большинство людей в своей жизни никогда не столкнутся с подобной ситуацией. Тем не менее, трагедии случаются, и, чтобы ликвидировать их последствия и спасти пассажиров, спасателям приходится прикладывать немало усилий. Основная сложность при крушении самолета связана с тем, что во время экстренной посадки или падения, он может столкнуться с объектами, расположенными на земле (зданиями, поселениями) или приземлиться в отдаленных труднодоступных районах. Все это способно привести к дополнительным жертвам. Такой стала трагедия, произошедшая в 2017 году вблизи г. Бишкек, когда Боинг-737 обрушился на небольшой поселок. В результате авиакатастрофы погибло 39 человек, причем скончавшихся пассажиров самого лайнера было всего четверо.

Ликвидировать последствия авиакрушений в большинстве случаев непросто: спасателям необходимо в кратчайшие сроки добраться до места происшествия, предотвратить все события, которые могут спровоцировать дополнительные летальные исходы, эвакуировать выживших и позаботиться о телах скончавшихся. Любая работа с чрезвычайными ситуациями требует четкого плана действий.

Правила и порядок действий при авиационной катастрофе

Каждая авиакатастрофа проходит по уникальному трагическому сценарию, предугадать заранее ход действий невозможно, и зачастую специалистам спасательных служб приходится принимать оперативные решения в полевых условиях. Однако для проведения аварийно-спасательных операций предусмотрен общий порядок действий, на который всегда стараются ориентироваться спасательные бригады.

Шаг 1. Получение и сбор информации

Подготовка к ликвидации последствий авиакатастрофы начинается еще в тот момент, когда пилоты воздушного судна передают сигнал бедствия. На этом этапе крайне важно получить как можно больше актуальной информации о причинах крушения: погодные условия, технические неполадки, возгорания или другие чрезвычайные ситуации на борту. Предпринимать превентивные меры начинают и в тех случаях, если экипаж не выходит на связь более 5 минут, судно пропадает с радаров или опаздывает в аэропорт прибытия.

После сбора первичной информации Федеральная авиационная служба экстренно передает данные в структуры, ответственные за устранение ЧС. Совместно со спасателями разрабатывается примерная карта крушения, выносятся предположения о его причинах, устанавливается точное количество пассажиров и членов экипажа. На основе такого анализа созывается спасательная комиссия, которая разрабатывает план действий.

Шаг 2. Проведение поисково-спасательных работ

После определения примерной зоны поиска, на место выдвигаются спасательные бригады. Они собирают всю доступную информацию: проводят поиск судна с помощью специальных устройств, опрашивают очевидцев, получают данные спутников. Часто прибегают и к топографической съемке местности с вертолета. После этого круг поиска сужается, периметр делят на квадранты, и поисково-спасательные группы начинают прочесывать местность. Как только борт обнаруживают, спасатели приступают к ликвидации катастрофы, эвакуации пострадавших и оказанию первой помощи.

Шаг 3. Осмотр места авиакатастрофы

Одновременно с ходом спасательной операции, проводится и сбор всех данных. Сотрудники спасательных бригад исследуют местность, производят подробную фото- и видеосъемку, протоколируют все собранные данные об обломках, найденных предметах, числе пострадавших и скончавшихся.

Опознание тел погибших в авиакатастрофах

Зачастую бывает сложно на месте опознать человека, погибшего в авиакатастрофе: случается, что от тела практически ничего не остается, и получить информацию можно только после проведения судмедэкспертизы. Обработка биологического материала в некоторых случаях может длиться неделями, и даже месяцами.

Визуальный осмотр останков

Если тело покойного сохранилось хотя бы частично, специалисты осматривают его на наличие особых примет – шрамов, ран, физиологических особенностей, татуировок и т.д. Если рядом с телом были обнаружены какие-то вещи или предметы одежды, их также сохраняют для возможности дальнейшего опознания. Иногда приходится собирать останки, как фрагменты паззла, ориентируясь на возраст, пол, расу и особенности строения.

Результаты осмотра сопоставляются с данными от родственников жертв. Если находятся совпадения, родных вызывают на опознание. Учитывая, что эта процедура психологически чрезвычайно тяжелая, сначала членам семьи показывают фотоснимки, чтобы подготовить их к следующему этапу. После этого родственников отводят на опознание в морг. Вся процедура от начала и до конца проходит при участии профессиональных психологов.

Проведение стоматологической экспертизы

Если повреждения тела необратимы и не позволяют провести визуальную идентификацию, установить личность погибшего возможно с помощью дополнительных процедур. Одной из самых точных является анализ зубов и челюстей. Судмедэксперты по костной ткани устанавливают особенности строения тела, перенесенные заболевания, травмы, выявляют иные закономерности. Полученные данные сравнивают с существующей информацией о пропавших. Стоматологическая экспертиза является одной из самых точных, вероятность установления личности при таком методе близка к 90%.

Дактилоскопия

Проводят опознание и по отпечаткам пальцев, если это возможно. Строение фаланг и рисунок на них у каждого человека уникален и остается неизменным на протяжении всей жизни. Однако, чтобы установить личность по отпечаткам, необходимо чтобы у криминалистов были исходные данные. Сегодня такую информацию заносят в биометрические загранпаспорта, но далеко не у всех россиян этот документ нового образца.

Анализ ДНК

Генетическая экспертиза до сих пор остается самым надежным методом установления личности погибшего. Тем не менее, из-за сложности эту процедуру используют только в крайнем случае, если этого требует следствие. Для того, чтобы провести тест, из найденных тканей извлекают митохондриальную молекулу, и с помощью компьютерного оборудования оцифровывают ДНК-цепочку. Сравнение данных по покойному и его возможным родственникам, позволяет установить, действительно ли погибший является тем, за кого его принимают. Лучше всего для проведения исследования подходят костные ткани (челюсти, зубы), волосы и внутренние органы.

Возможно вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок
Круглосуточная справочная+7 (831) 282-22-22