Закрыть
Нижний Новгород
  Эффигии - скульптуры умерших на могилах

Эффигии - скульптуры умерших на могилах

Эффигия – термин, относящийся к похоронному делу. Слово это латинского происхождения и обозначает скульптурное изображение усопшего, которое устанавливается на его могиле. Такой способ увековечить память об умершем человеке был распространён ещё у этрусков — народа, жившего на Апеннинского полуострове до появления там древних римлян. Известны эффигии средневековья. Фигуры умерших исполнялись в различных позах: в полный рост, лежащими на ложе или преклонившими колени, в виде бюста усопшего. Историческая и культурная ценность эффигий заключается в том, что они дают массу подробностей о быте, о моде, о похоронных традициях тех времён. Популярны эффигии и в наше время.

Эффигии этрусков

Этруски — это загадка истории. Известно, что жили они на территории современной Италии и исчезли с приходом римлян. Учёные-археологи при раскопках нашли множество артефактов, дающих представление об этом народе, его жизни и быте. Одни из самых красноречивых находок — надгробные сооружения в виде плит или скульптурных изображений усопших. Датируются они VI-I веками до н.э. Встречаются саркофаги со скульптурным изображением умерших и похороненных вместе супругов. Вот на плите-надгробии лежат мужчина и женщина, обняв друг друга. Выражение их лиц, глаза наполнены спокойствием и любовью. Ещё одна супружеская пара изображена в полулежачей позе. Муж, опершись левой рукой на подушку, правую положил на плечо жены: они что рассматривают — на их лицах улыбка. Впечатление такое, будто присутствуешь в их жизни при обычной семейной сцене. Эффигии много говорят об отношении этрусков к смерти. Переход в иной мир, в другую жизнь не страшит их, они спокойны и даже счастливы.

Эффигии античности

Эффигии Древней Греции и Рима поражают монументальностью, статичностью. Люди, запечатленные в эффигиях античного мира, изображены в заданных позах, в них всё красиво: лица, фигуры, одежды. В них мало обычной жизни, которой живут обычные люди. Но скульптуры-надгробия ярко рассказывают о художественных пристрастиях в эту эпоху. Творцы скульптурных произведений стремились показать красоту человеческого тела, красоту как символ жизни человека на земле.

С исчезновением античной цивилизации ушла и практика устанавливать надмогильные эффигии. Она возродилась в эпоху Средневековья.

Эффигии в Средние века

В XIII-XIV веках в Европе вспомнили о похоронной практике далёкого прошлого: на могилах стали устанавливать скульптурные надгробия усопшего. Удостаивались этой чести монархи, чиновники высокого ранга, священнослужители и богатые женщины. Скульптуры очень красочные, точно передают моду и стиль одежды королевских особ и богатых дам, снаряжение рыцарей, одеяние священников.

Королевские эффигии

Первой известной монаршей эффигией считается надгробная скульптура английского короля Эдуарда II (умер в 1327 году). В 1547 году умер французский король Франциск I. Эффигию монарха в стоячей позе обрядили в пышные одежды, установили в центре дворцового зала. И началось прощание с королём, которое длилось 11 дней. Затем эффигию короля заменили гробом с его телом. В одном из аббатств во французской провинции Анжу хранятся надгробия с лежащими эффигиями короля Генриха II с супругой Элеонорой, жены их сына английского короля Иоанна (Джона) Безземельного и сына Элеоноры короля Англии Ричарда Львиное Сердце.

Эффигии рыцарей Средневековья

Это самые красочные и информативные скульптурные надгробия. Рыцари стоят и лежат на спине или на боку, на лицах улыбка или печаль. Есть интересные соображения исследователей эпохи крестовых походов: по позе, доспехах рыцарей якобы можно узнать судьбу и причину смерти крестоносца. Вот несколько примет, отмеченных учёными:

  • Скрещенные ноги указывают на то, что рыцарь участвовал в Крестовых походах. Если ноги лежат ровно, значит рыцарь не участвовал в них.
  • В ногах рыцаря помещали фигурки животных. Фигурка собаки указывала на естественную смерть хозяина. А грозный лев свидетельствовал о славной смерти рыцаря в победной схватке с неверными.
  • Многое могли поведать доспехи рыцаря. Полный набор боевого снаряжения (доспехи, щит, меч, шпоры) говорили о том, что он неоднократно участвовал и побеждал в рыцарских турнирах. Отсутствие забрала и меч, помещённый в ножны, извещали о том, что рыцарь умер от полученных в бою ран. А вот ножны без меча, сапоги без шпор указывали на смерть в плену. 

Эффигии в современной похоронной практике

В последующие столетия памятники-эффигии устанавливали на могилах усопших в разных странах. Не стала исключением и Россия. Таких памятников много на кладбищах столицы и многих городов России. Так, на Новодевичьем кладбище в Москве во весь рост изображены певица Людмила Зыкина, киноактриса Людмила Гурченко. Вольготно расположился в полусидячей позе великий Фёдор Иванович Шаляпин. Присел на скамейку актёр Евгений Евстигнеев.В виде бюста смотрят с эффигий композитор Дунаевский, поэт Владимир Маяковский. Необычный памятник-эффигия воздвигнут на могиле Никиты Сергеевича Хрущёва: его бюст помещён в разломе белого и тёмного гранита.

На Ваганьковском кладбище столицы могилу Сергея Есенина украшает фигура поэта в полурост, выступающая из камня. Во весь рост выполнена фигура знаменитого вратаря Льва Яшина с мячом в руках. Великолепная эффигия Владимира Высоцкого стоит на его могиле. Фигура поэта, барда, актёра со связанными за спиной руками как-будто старается вырваться из смирительной рубашки несвободы

Очень популярны эффигии в криминальных структурах. Скульптуры «братков» есть на многих кладбищах. Они стоят во весь рост, сидят в креслах и на шикарных диванах, на стульях и табуреточках… К созданию памятников-эффигий «героев» современности привлекаются известные скульпторы. Надо признать, что некоторые из эффигий очень выразительны. Например, памятник Кочеву Александру Ивановичу (Вася Корж), криминальному авторитету, которого знал и уважал весь воровской мир страны. Эффигия изображает простецки одетого пожилого мужчину, сидящего на корточках на большом валуне и о чём-то задумавшегося. Да, 77 лет жизни, из них более 50-ти в тюрьмах и колониях — есть о чём подумать. Памятник находится в Харькове, на кладбище у подножья Лысой горы. Не правда ли, и название места погребения весьма символично: кто сейчас собирается на шабаши на Лысой горе?

Возможно вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок
Круглосуточная справочная+7 (831) 282-22-22