Гроб – домовина
Одним из синонимов к слову «гроб» является старинное слово «домовина», однокоренное со словом «дом». То есть в древности горб воспринимался славянами, как дом умершего.
Домовина-избушка
В старые времена домовинами называли небольшие срубы в лесах. В них было место и для умершего и для приходящих периодически, чтобы его помянуть. Такие избы смерти строили добротно, наподобие обычных домов, но в уменьшенном виде. Внутри размещали всё необходимое для жизни, включая запасы еды. Полагали, что такое обиталище пригодится душе покойника из этого мира в мир загробный.
Такие домики и сделанные в них припасы помогали выжить соплеменникам в неурожайные годы, а также при нападениях врагов, когда семьям приходилось спасаться в лесах. В потаённом месте, в домовине почившего родственника, находили кров и необходимые припасы. Таким образом, умерший выручал близких. В сибирских таёжных лесах и ныне встречаются подобные избушки, выручающие измученных скитальцев. Избушки такого типа в последующие времена служили местами обитания для монахов-отшельников, отринувших всё мирское и вверивших свои жизни Богу.
Домовина-надгробие
Наряду с домовинами-избушками были и домовины-надгробия, предназначенные лишь для захоронения. Такие сооружения появлялись по большей части в северных местностях в связи с трудностями по устройству могилы в вечной мерзлоте и в целях защиты тел от хищников.
В небольшом домике с крышей размещали выдолбленный из дерева гроб. Углубление для размещения покойника стремились сделать не слишком тесным, но и не слишком просторным. В первом случае усопший мог обидеться, во втором — прихватить с собой кого-то из родственников. Домовины-надгробия встречаются кое-где в Карелии, в Архангельской области, в северных районах Сибири и на Аляске.
Домовина на курьих ножках
Как известно из русских народных сказок в избушке на курьих ножках непременно жила Баба Яга. По некоторым версиям в языческие времена она почиталась, как проводница в мир иной, стоящая там одной ногой (костяная нога). Её имя даже связывают с Йогой индусов. Утверждают, что когда-то в языческом пантеоне она присутствовала в качестве доброго божества, помогавшего лечить младенцев и дававшего приют сбившимся с дороги.
Глушь, где находилась избушка Бабы Яги обычно характеризовали местность изрядно заболоченную, где дома и домовины приходилось ставить на сваи. Издали они и выглядели, как избушки на ножках. Полагают, что ножки были курьи, так как сваи для защиты от загнивания обжигались и при этом окуривались дымом. С другой стороны избушки могли располагаться на высоких пнях с корнями внешне напоминающими куриные лапы.
Ныне избушки на курьих ножках можно встретить в странах Скандинавского полуострова. Но используются они лишь как складские сооружения, защищённые от обилия влаги.
Домовина-скворечник
У некоторых народов Поволжья принято ставить в изножье могилы довольно высокий шест с небольшим домиком-скворечником наверху. По языческим верованиям душа умершего перевоплощается в птицу, в таком облике навещает свою могилу и, возможно совьёт при ней гнездо. Для привлечения таких птиц у могил высаживают землянику для подкормки пернатых.
Некоторые этнологи связывают такие обычаи с традициями древних вятичей, у которых было принято после кремации помещать прах умерших в миниатюрные домовины-скворечники на шестах, установленных у просёлочной дороги.
Возможно вам будет интересно: