История одного реквиема
Слово «реквием» имеет длительную историю, и связана она со смертью человека, прощанием с ним, проводами в последний путь. Реквием — это церковное песнопение, хоралы (песни), которыми в католической церкви прощались с усопшими. Реквием в католической церкви, панихида в православной — это заупокойные службы, и носили они чисто обрядовый характер. Автором первых песнопений считают Папу Римского Григория I, каждый хорал которого начинался словами «Вечный покой» («Реквием...»).
Реквием выходит за рамки церковной музыки
С наступлением эпохи Возрождения (XIV-XVI века) статус реквиема как обрядового песнопения постепенно меняется. Одноголосие или хоровое исполнение реквиема начинает сопровождаться музыкальным аккомпанементом. Появляются церковные реквиемы, написанные композиторами, в основном регентами (руководителями) церковных хоров. Первым, кто сочинил свой оригинальный реквием, был композитор XV века Иоанн Окегем. Реквием Окегема при всей своей простоте отличается строгостью и величием, которое создаётся многоголосием. Реквием становится настолько популярным и востребованным, что композиторам поступают заказы от частных лиц, и реквием приобретает всё более светский характер. Его можно услышать не только в церкви в качестве заупокойной мессы, но и в концертном зале при стечении большого количества любителей и ценителей этого музыкального жанра. Замечательные по своей красоте и силе воздействия на слушателей реквиемы написаны немецкими и австрийскими композиторами Генрихом фон Бибером, Иоганнесом Брамсом, Михелем Гайдном, великим Моцартом. Внесли свой вклад французы Габриэль Форе, Морис Дюрюфле, Гектор Берлиоз, итальянец Джузеппе Верди, англичанин Бенджамин Бриттен, создатель знаменитого «Военного реквиема», посвящённого памяти погибших в Первой мировой войне. Новшеством «Военного реквиема» было соединение хорального пения, оркестрового сопровождения и чтения антивоенных стихов английского поэта У. Оуэна.
Структура реквиема
Структура Реквиема была закреплена на долгие столетия, и композиторы придерживались церковных канонов, лишь иногда делая некоторые исключения, добавляя канонические песнопения или убирая их. По сути своей реквием — это плач по ушедшему из жизни с пожеланиями покоя в царстве небесном, с надеждой на помощь и заступничество Господа. Реквием состоит из 9 базовых частей. Начинается реквием с обращения к Господу о даровании покоя усопшему, с просьбы о прощении прегрешений. Далее говорится о Страшном суде, который ждёт грешников и отступников от веры. Заканчивается реквием благодарностью Иисусу Христу, принявшему на себя все грехи мира, и его восславлением. Самой трагической и сильной по воздействию частью реквиема считается «Dies irae», где поётся текст о дне Страшного суда. Некоторые композиторы исключают эту часть, избавляя слушателей от страха и ужаса перед муками ада, давая «надежду на потустороннее счастье». Именно так поступил французский композитор Габриэль Форе, автор знаменитого «Маленького реквиема».
«Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта
Эталоном реквиема стала созданная Моцартом месса. Её можно услышать в дни прощания с выдающимися людьми, она звучит в исполнении лучших в мире оркестров, солистов и хоров. Не только божественная музыка, но и сама история создания последнего сочинения Моцарта создают атмосферу таинственности, трепета и предопределённости судьбы, которой никто не в силах избежать. По дошедшим до нас свидетельствам, в июле 1791 года к Моцарту пришёл человек в чёрном плаще и заказал написать реквием в память о покойной супруге знатного человека. Моцарт принял заказ, предварительный аванс и дал слово не разглашать имени заказчика. Он начал работу над реквиемом, потом отвлёкся на написание других произведений, а когда вернулся к мессе, то заболел. Сам Моцарт был уверен, что его отравили, и говорил всем, что эта месса предвестница его смерти и что пишет он реквием для самого себя. Моцарт не сумел закончить мессу — он умер 5 декабря 1791 года. Над завершением реквиема работали его ученики: сначала Йозеф Эйблер, а в основном Франц Ксавер Зюсмайер. 14 декабря 1793 году, через два года после смерти композитора, реквием впервые был исполнен на церковной службе в память об умершей жене графа Франца фон Вальсега. Граф попытался присвоить себе авторство, но был разоблачён несколькими свидетелями, а Моцарт признан единственным автором этого гениального произведения.
Работа над «Реквиемом»
Моцарт полностью написал первую часть мессы, сделал наброски к другим разделам, расписал некоторые хоровые партии, определил состав оркестра, усилив введением такого инструмента как бассетгорн. Это деревянный инструмент, издающий глуховатый звук, похожий на органный. Бассетгорн выбран Моцартом для придания звучанию оркестра трагизма, мистики и таинственности. Дорабатывая «Реквием», Зюсмайер стремился сохранить музыкальную стилистику своего великого учителя. Не всегда это получалось и не всеми музыкантами и музыковедами безоговорочно принималось. Но всё-таки именно эта версия наиболее близка стилю Моцарта и чаще всего исполнятся в концертных программах, являясь их украшением. Особенный восторг у публики вызывает «Lacrimosa» (Слёзный день), повествующая о прощании с усопшим. «Реквием» в этой части как бы возносит ввысь душу усопшего. Этому подчинено всё: и оркестр с его звучанием от низкого и мрачного до звонкого и светлого, и хоровое пение от горестного, скорбного почти вопля до замирающего где-то в вышине чистого звука. Реквием Моцарта с необыкновенной силой передаёт не только всю скорбь мира, но также веру и надежду на прощение, покой и защиту всех: и праведников, и грешников.
Возможно, вам будет интересно: