Осетинские похороны
Живущие на Северном Кавказе осетины по большей части являются православными христианам, хотя некоторая часть из них исповедует ислам. Осетинский народ, происходящий от ираноязычных алан, до настоящего времени во многом придерживается древних обычаев, которые постепенно изменяются вследствие влияния православия, ислама и социальных преобразований, а также под действием контактов с соседними народами.
Прощание
Одна из исконных осетинских похоронных традиций — общее объединение в выражении уважения, скорби и соболезнований. Осетинские похороны так же, как и у других кавказских народов являются событием общественным. В этнографических описаниях встречаются сообщения о том, как в осетинском селении прекращались всякие работы ради того, чтобы все могли посетить дом умершего и выразить свои соболезнования его семье. Не были исключением и проходившие поблизости путники, каждый считал священной обязанностью зайти, чтобы произнести слова соболезнования или молитвы за упокой души.
Соболезнования принимали стоявшие близ дома мужчины семьи усопшего. Женщины оставались в помещении, чтобы оплакивать усопшего. В оплакивании участвовали также гостьи и в их числе голосистые и умелые плакальщицы – карагганаг. Традициями определялось, кто и вслед за кем должен подойти с выражениями соболезнований. Соблюдался также установленный состав групп, порядок действий и надлежащих слов. В наше время к соблюдению таких правил относятся более свободно. Чтобы у всех была возможность принести соболезнования, погребение откладывали на один-два дня, отступая тем самым от мусульманского предписания хоронить в день кончины.
Погребение
Вплоть до позапрошлого века у осетин было принято воздвигать в горах своего рода склепы для похорон усопших. Позднее распространился русский хоронить гроб с покойником, но могилу нередко обустраивают по-другому в соответствии с древним обычаем, по которому нежелательно соприкосновение покойника с землёй. В могиле выкладывают кирпичный пол и стены, после чего могилу с гробом перекрывают сверху стальными листами или бетонными плитами. То есть в результате гроб с покойником оказывается в своего рода небольшом склепе. Подобные захоронения без непосредственного контакта с землёй тела усопшего и гроба символизировали дома для покойников, и за строительство полагалась особая благодарность могильщикам.
Проводы
Как и прочим народам осетинам были присущи традиционные представления о потусторонней жизни, к которой следует подготовить покойника. По обычаю мертвецов облачали в дорогие одежды, иногда даже надевали несколько нарядов, причём весьма роскошных. Рассказывают, что в царское время бывало так, что семья шла на разорительные расходы, чтобы должным образом нарядить усопшего. Но не исключено, что это отчасти преувеличено. Перед облачением проводилось омовение.
Во время похорон было принято класть в могилу отрезанную часть уха коня, принадлежавшего покойному. Очевидно, таким образом замещён древний обычай похорон коня вместе с хозяином. И даже теперь в память об умершем выполняют надрезание уха у одного из его коней, после чего животное не подлежит продаже.
Если умирает женатый мужчина, то в могилу положено бросить прядь волос его супруги, в некоторых источниках утверждается, что лет двести назад в могилу бросали отрезанное ухо жены покойного. По старым традициям при совершении погребения должны были присутствовать лишь мужчины, но теперь такой обычай не соблюдают с прежней строгостью.
У могилы произносились краткие речи, затем разжигался костёр, чтобы усопшему стало тепло. Сразу после погребения проводилась поминальная трапеза, на которой к каждому из блюд полагалось прикоснуться лезвием кинжала в знак посвящения покойному и для изгнания нечистой силы. В сравнении с традиционными российскими поминками всё было не так уж обильно, но с течением времени застолье, как и у русских, стало большим и посвящённым не только памяти умершего, но и объединению живущих. Обычаями определены виды подаваемой еды, а также установлены обязательные тосты: первый — с почитанием Бога, второй – в память о покойном, третий — во благо семьи покойного. В старые времена ещё многократно проводились поминальные трапезы, посвящённые усопшему. Теперь осетины по традиции проводят поминки трижды на пятый и сороковой дни, а также по истечении года со дня кончины.
Конечно, в современной Осетии не все так уж верят в загробную жизнь и в то, что умершим угодны поминальные трапезы, но старые обычаи сохраняются и передаются как символ единства народа и единения с ушедшими поколениями предков.
Возможно, вам будет интересно: