Закрыть
Нижний Новгород
  Как хоронят староверы?

Как хоронят староверы?

По разным оценкам, на сегодняшний день в России проживает до 2,5 миллионов старообрядцев – последователей древнеправославного учения, отринувших церковную реформу патриарха Никона. Стремясь унифицировать богослужебные практики Московской церкви с греческими, патриарх внес обширные правки в религиозные богослужебные тексты и значительно изменил отдельные обряды, что вызвало гнев определенной части верующих. Для них обряд являлся внешним проявлением веры в бога, и изменение обряда подразумевало изменение взаимоотношений между ними, а потому они несмотря на гонения продолжили исповедовать православие по старому образцу. Их стали называть старообрядцами или староверами.

Двуеперстное знамение, четырехконечный крест без изображения распятия, крестный ход по ходу солнца – это лишь самые известные из особенностей, отличающих старообрядцев от последователей современного православия. В настоящем материале мы обратим внимание на менее знакомую большинству россиян проблему – похоронно-поминальные обряды российских староверцев. Следует заметить, что в течение XX века культура старообрядцев, как и других сообществ, живущих на территории России, претерпела значительные изменения, а потому многие из нижеперечисленных традиций уже не исполняются в наши дни.

Накануне смерти

Как и в православии, в старообрядчестве предсмертная исповедь – один из важнейших этапов в цикле похоронно-поминальных ритуалов. Традиционно для проведения обряда домой приглашали духовного наставника или старшего члена общины. Из-под головы умирающего убирали подушку, а губы промокали святой водой. Наставник вставал у изголовья его кровати и начинал задавать различные вопросы: не хочет ли умирающий(ая) сознаться в плохих поступках, не хранит ли он(а) обиды на кого-то, какова его (ее) последняя воля и т.д. Приняв исповедь, он налагал на умирающего(ую) епитимью в соответствии с тяжестью озвученных прегрешений. Только исповедовавшись, человек мог надеяться на достойное погребение – если усопший так и не раскаялся при жизни, то его не отпевали, а только читали молитву на отход души.

Подготовка покойника к погребению: омовение и облачение

Порядок подготовки покойника к погребению в православии и старообрядчестве различается не сильно. Также, как и современные приверженцы православной церкви, староверы в течение первых часов после кончины обмывали тело покойника водой, после чего облачали его в погребальное одеяния, заворачивали в саван и укладывали в гроб. Омовение традиционно совершали пожилые родственники или соседи одного пола с преставившимся: мужчинам не положено было обмывать женщин, а женщинам – мужчин. Мыть мертвеца начинали с головы, справа-налево. Оставшуюся после обряда воду выливали за воротами села, а губки, гребешки и прочие принадлежности закапывали вдали от жилых домов.

Готовить погребальное одеяние начинали еще при жизни. Похоронный костюм включал в себя нательное бельё, носки и мягкие тапочки, а также штаны (для мужчин) и сарафан темных тонов (для женщин). Девушкам волосы заплетали в косу, а замужним женщинам – в две. Поверх повязывали косынку и платок. Одежда должна была быть скромной, простой: вышивки, плетения, кружева и пр. на погребальном платье присутствовать не могли. Готового покойника или покойницу затем с головой пеленали в белый саван.

Положение усопшего в гроб

Вплоть до недавнего времени в старообрядческих общинах сохранялась традиция изготавливать гроб из цельного древесного ствола. Обычно такую колоду готовили задолго до приближения смерти и оставляли храниться на чердаке в ожидании своего часа. Без дела она не лежала – в ней хранили зерно и сено. Существовало поверье, что таким образом колода может принести в дом удачу и достаток. Тем не менее такой порядок был распространён не везде: в других местах готовить гроб перед смертью считалось дурной приметой. Здесь для изготовления посмертного ложа использовали доски и деревянные крепления – скреплять части изделия металлическими гвоздями и заклепками было не принято.

Дно готового гроба устилали древесными стружками, щепками, листьями, лапником, а также всеми другими материалами, оставшимися после изготовления гроба. Подушку набивали травой и собранными при жизни волосами покойного. На это ложе укладывали уже омытого, одетого и запелёнутого в саван мертвеца. Его кисти складывали на груди таким образом, чтобы правая лежала на левой. Пальцы правой руки складывали двуперстием, а на запястье левой надевали специальные четки, внешне напоминающие лестницу. Эти четки называли лестовкой – они символизировали духовное восхождение от земли на Небо. Кроме того, на время поминальных служб на грудь усопшего клали икону или крест. Перед тем как опустить гроб в землю эти священные символы убирали.

После всех приготовлений гроб с телом обвязывали лыком или веревкой таким образом, чтобы бечевка сформировала три креста: в районе груди, живота и коленей.

Церемония прощания

Традиционно погребение совершают на третий день после смерти, однако при сложных погодных условиях похороны могут перенести на несколько дней вперед или назад. Вплоть до этого часа несколько членов общины без перерыва по очереди читали над телом усопшего Псалтырь. Сегодня так строго этого правила придерживаются редко и обычно ограничиваются тремя панихидами: вечером накануне и утром дня церемонии, и еще одна прямо перед погребением. Такие службы могут продлиться не один час, поскольку старообрядцы убеждены, что чем дольше отпевание, тем более чистой душа предстанет перед Божьим престолом.

Перед тем, как отправиться на кладбище, семья усопшего устраивала небольшую церемонию прощания. Гроб с телом водружали на стол или табуретки во дворе дома, где жил покойник. Гости по очереди прощались с умершим, читая над его телом короткие молитвы и делая поклоны. В некоторых общинах родственники тут же накрывали поминальный стол: считалось, что таким образом преставившийся может в последний раз поесть за одним столом со своими родными и близкими.

Похоронная процессия

После всех приготовлений носильщики поднимали гроб с телом и выдвигались в сторону погоста. Несли гроб на руках или на волоке – примитивной повозке, представлявшей собой две скрепленные деревянной поперечиной жерди. Традиционно в волок впрягают коней, однако использовать лошадей для перевозки гроба староверы избегали, т.к. считали их нечистыми животными. Силачи, несущие гроб, не должны были ни в коем случае, иметь родственную связь с усопшим – это было дурной приметой. Кроме того, в некоторых местах гроб с телом должны были нести носильщики того же пола, что и преставившийся. Сегодня этот обычай давно ушел в прошлое, а для транспортировки груза старообрядцы используют катафалк.

По дороге на кладбище траурная процессия должна была трижды остановиться: один раз в центре деревни, затем на ее краю и перед воротами погоста. Распространен был также обычай отправляться на кладбище не протоптанной дорогой, чтобы душа умершего (или злые духи) не нашла дорогу домой, однако строго говоря со старообрядчеством он никак не связан. По дороге назад участники шествия бросали за собой сосновые или еловые ветки, чтобы защитить село от нечистой силы с того света.

Перед тем, как опустить гроб в землю, над усопшим в последний раз совершают поминальную службу (заупокойную литию). Из гроба достают любые символы веры, после чего его закрывают крышкой. Вместе с гробом в землю кладут волоку, веревки, полотенца или любые другие инструменты и приспособления, которые соприкасались с гробом или телом.

Поминки и траур

Регламент старообрядческих поминок в целом совпадает с православным. Для поминовения усопших выделены третины, девятины и сороковины после смерти, а также ее годовщина. В некоторых староверческих общинах вспоминать усопших принято через 20 дней и полгода после гибели. Кроме того, старообрядцы также соблюдают традицию родительских суббот. К ним относится Радуница, Дмитриевская суббота и суббота накануне праздника Троицы.

Поминальную трапезу старообрядцы проводят скромно. На траурный стол ставятся блюда из рыбы, картофеля, пшена, а также каши, супы, кисели, компоты. Мясо, алкогольные напитки и чай на поминках не присутствуют. Трапеза ведется молча, а по ее окончании собравшиеся читают молитвы.

Традиции держать траур по усопшим как таковой у староверов нет. Связано это с тем, что они отрицательно смотрят на любые праздные увеселения, а потому и ограничивать себя в них по особым случаям не имеет смысла.

Возможно вам будет интересно:

7 апреля 2021