Закрыть
Нижний Новгород
  Как нижегородские могильники соединили Европу и Азию

Как нижегородские могильники соединили Европу и Азию

23 июня 1912 года неподалеку от станции Сейма Нижегородской губернии в низовьях Оки командир роты 37-го Екатеринбургского пехотного полка штабс-капитан А.М. Конев при строительстве учебного укрепления на пойменном холме сделал удивительную находку. В отвалившимся крае окопа он обнаружил древний позеленевший топор, искусно украшенный фигурками зверей. Воодушевленные неожиданной встречей с историей и жаждой наживы, солдаты бросились на поиски сокровищ. Их энтузиазм оказался губительным для обнаруженного могильника эпохи бронзового века: раскопки велись дилетантами в нарушении всех правил археологической работы, в результате чего памятник оказался значительно поврежден, а многие ценные артефакты разошлись по рукам частных лиц. Варварская техника дореволюционных раскопок и отсутствие научных отчетов о проведенных исследованиях не позволили в то время оценить значимость находки. Только 15 годами позднее советские ученые и археологи, проводившие исследования названного Сейминским могильника, смогли по достоинству оценить и должным образом проанализировать этот уникальный памятник.

Сейминский могильник относился к XV – XIV вв. до н.э. и состоял, предположительно, из 50 захоронений с богатым погребальным инвентарем: почти в каждой могиле был найден бронзовый топор-кельт или копье, а в некоторых также имелись ножи, кинжалы, нефритовые украшения и кремниевые инструменты. Обнаруженные в захоронениях орудия отличались необычайно тонкой работой и удивительно высоким уровнем техники обработки бронзы с использованием тонкостенного литья. Такие технологии были незнакомы культурам Восточной Европы той эпохи. Однако на этом удивительные открытия не закончились.

Сейминско-турбинская бронзовая цепь: Сейма, Турбин, Ростовка

В 1924-1927гг. на правом берегу Камы у деревни Турбино под Пермью советские археологи раскопали практически полностью аналогичный Сейминскому Турбинский археологический комплекс. Здесь было найдено примерно 110 захоронений с характерными бронзовыми копьями, топорами-кельтами, ножами и украшениями. Несмотря на расположение – памятники разделяла расстояние в 1 тысячу километров – сходства между устройством могильников и техникой найденного орудием были неоспоримыми. С этого момента в археологической литературе данная проблема стала именовать сейминско-турбинской.

Но «бронзовая цепь» тянулась дальше, за Уральские горы. Третьим крупным памятником сейминско-турбинского феномена стал могильник у села Ростовка на левом берегу реки Омь, притока Иртыша, вблизи Омска. Экспедиции 1966-1969 гг. выявили здесь 38 грунтовых могил, в которых в изобилии нашли характерный погребальный инвентарь, а также литейные формы для отливки типичных кельтов и наконечников копий. Многие могилы еще в древности были подвергнуты осквернению – об этом свидетельствуют многочисленные проломленные черепа и расчлененные костяки, – однако великолепное бронзовое оружие, а также нефритовые и лазуритовые украшения остались нетронуты.

В последующие годы археологами были обнаружены и другие археологические памятники этого типа: могильник Решное на Оке, Сатыга на слиянии таежных рек Евры и Конды в Тюменской области, Усть-Ветлужский комплекс в Республике Марий-Эл, Канинская пещера близ мыса Канин Нос в Республике Коми и др. Отдельные характерные металлические изделия были обнаружены в чужеродных комплексах и кладах, разбросанных от Монголии до Финляндии. Однако ни одного поселения, которое можно было однозначно идентифицировать как сейминско-турбинское, до сих пор найти не удалось. Неизвестные металлурги древности, казалось бы, нигде не жили, но путешествовали по всей Евразии.

Особенности погребений сейминско-турбинских племен

Могильники и захоронения являются фактически источником информации о таинственных племенах металлургов-путешественников, а потому их обустройству следует уделить особое внимание. Почти все главные сейминско-турбинские некрополи разбиты рядом с крупными водными магистралями. Обнаруженные погребения не имеют насыпей или каких-либо намогильных сооружений. В большинстве из них человеческие останки отсутствуют или не сохранились. Стоит отметить, что в то время, как на территории Восточноевропейской долины преобладают «пустые» захоронения-кенотафы, то к востоку от Уральских гор сейминско-турбинские могильники часто содержат людские скелеты.

Погребальный инвентарь состоял преимущественно из бронзового, каменного, костяного оружия, а также костяных защитных доспехов. В их составе преобладают кельты – особые топоры со втулкой на месте обуха – копья и двулезвийные ножи-кинжалы из бронзы, в меньшем объеме представлены нефритовые и лазуритовые украшения и кремниевое оружие. Оружие декорировано геометрическим орнаментом и украшено реалистичными фигурками животных, в первую очередь, лошадей, горных баранов, лосей, змей. Изображения коней содержат элементы упряжи, что свидетельствует о том, что сейминско-турбинские путешественники были коневодами. Обнаруженная рядом с захоронениями керамика очевидно заимствовалась у соседей, а не изготавливалась создателями могил.

Откуда пришли загадочные литейщики?

Вопрос происхождения сейминско-турбинских могильников и оставившей их культуры до сих пор не имеет однозначного ответа. На сегодняшний день в научном сообществе господствует миграционная теория, объясняющая единство разбросанных по огромной территории захоронений стремительным перемещением с востока на запад и северо-запад синкретичной группы племен. По всех вероятности ее основу составляли коневоды-металлурги, населявшие предгорья Алтая. На это указывают образцы втульчатого оружия, зародившегося впервые именно в алтайской среде, а также образы в искусстве (лошади, быки, бараны и пр.). Затем на эту основу наложились таежные охотники и рыболовы, кочующие между Енисеем и Байкалом к северу от Саян, которые привнесли в изделия этой группы свои достижения в изготовлении кремневого, нефритового и костяного инвентаря, а также образы таежного мира (змея, лось, медведь и др.). По мнению ученых, проанализировавших главные очаги сохранившихся памятников этого феномена, слияние двух компонентов произошло в лесостепных предгорьях между Обью и Иртышом.

Вероятно, племена создателей удивительных могильников были воинами, промышлявшими войной и грабежом. Неясно, что заставило их преодолеть тысячи километров западносибирских лесостепей и заболоченной тайги, а затем пересечь Уральские горы, однако само по себе такое предприятие свидетельствует об их высокой социальной организации. Технологическое превосходство обеспечило им быстрое продвижение на запад и успехи в борьбе с местными племенами, однако закрепиться на Восточноевропейской равнине захватчикам не удалось, и со временем они растворились среди местного населения.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок
Круглосуточная справочная+7 (831) 282-22-22