Погребальные обычаи мордвы
Мордва — народ, относящийся к финно-угорской группе и имеющий в своем составе две этнические линии — мокша и эрзя. В древние времена мордовские племена населяли обширные пространства правобережной Волги. На протяжении многих веков мордовский народ подвергался влиянию разных этносов, в том числе татар и славян. Под их воздействием произошли большие изменения в религиозных и культурных традициях мордовцев. В современной России Республика Мордовия является очень значимым регионом. В республике живут люди разных национальностей и вероисповедания. В столице Республики Саранске находится офис Ассоциации финно-угорских народов России.
Самобытность и талант народа Мордовии проявляется во многих областях: культуре, религии, спорте.
Далее рассматриваются некоторые аспекты традиционной мордовской культуры.
Культ предков
В древности мордовские племена были язычниками, поклонялись многим богам, хоронили умерших с полным набором вещей, которые понадобятся в тоначи — царстве мертвых, с одеждой, инструментами, оружием, украшениями, едой и т.п. Традиционным было такое представление о пребывании почивших на небесах: хотя умершие и живут на том свете, они как бы наблюдают за земной жизнью своих родичей. Поэтому культ духов предков соблюдался неукоснительно. У них просили совета, благословения, помощи и одобрения. К духам предков относились с почтением, ведь за неуважение те могли обидеться, отказать в защите или наказать.
Смерть и связанные с ней суеверия
Многие суеверия, связанные со смертью, бытовали у мордовского народа, как и у всякого другого. Со страхом ожидали кончины в семье при нашествии мышей и муравьев, при вое собак, крике совы, верили в вещие сны. Соблюдали ритуалы, которые могли помочь душе умершего: наливали воду в стакан и клали полотенце, чтобы душа умылась и вытерлась перед дальней дорогой. Старались задобрить пришедшую в дом смерть: завешивали предметы с отражающими поверхностями, выкладывали монетки, пол мыли и подметали только после выноса тела из дома. Чтобы не привлекать внимание смерти, близким запрещалось принимать участие в похоронных ритуалах, к ним привлекались соседи. Многие суеверия и ритуалы прижились у мордвы под влиянием христианской Руси и часто встречаются в современном обществе.
Предпохоронные ритуалы: подношения, омовение и одевание
Предпохоронные ритуалы мордвы были очень схожи с бытовавшими у чувашей и славян. Обязательными были ритуалы омовения и одевания покойного, в которых участвовали лица одного пола с умершим: 4 мужчины или 4 женщины. По поверью, предметы гигиены, которые использовали при омовении: вода, яйцо (им мыли голову) или мыло обладали магическими свойствами. Вода помогала от сглаза, при смазывании болячек и ран, а мылом лечили ревматизм. Одежда умершего тоже могла исцелять, правда покойный при жизни должен был отличаться добрым нравом.
Прощание с покойным родственников, друзей, соседей тоже входило в обязательные ритуалы. Люди утешали добрым словом, приносили деньги, еду для душ предков, с которыми непременно встретится и душа умершего.
Погребальные традиции
До того, как мордовские племена приняли православие, они хоронили умерших в неглубокой могиле на подстилке из луба или на звериной шкуре. С конца XIII века погребение осуществлялось в гробах на третий день после смерти, как это принято у православных. В похоронные традиции мордвы вошло приглашение чтиц псалтыря над телом покойного. Хвалебные причитания и плач родственниц по умершему несколько снижали горе при похоронном процессе, помогая смириться со смертью близкого человека. Гроб, который делали для усопшего, был с окошечками на боковинах или крышке гроба для наблюдения покойным за действиями родичей. В гроб клали клубок ниток и обрезки ногтей, служивших «лестницей», по которой усопший забирался на небеса. Находилось место и для всякого инвентаря — все пригодится в иной жизни.
Траурная процессия и похороны
Организация траурной процессии была проста. Гроб с телом умершего выносили из дома. Чтобы смерть обходила дом стороной, обязательно касались стенками гроба косяков. До кладбища гроб несли на носилках или везли на жертвенной лошади, которая должна была оставаться с хозяином на том свете.
На недалеком кладбище все прощались с покойным. Перед опусканием гроба в могилу из лопаты кремнем высекались искры, чтобы осветить дорогу в мир иной. В могильную яму кидали по горсти земли, закапывали и устанавливали могильные камни (в древние времена), кресты или родовые столбы (с приходом христианства).
В завершении церемонии трижды обходили могилу по часовой стрелке. Вернувшись к дому умершего, обязательно мыли руки.
Поминальные обряды
Поминальные обряды у мордвы имели свои особенности, укоренившиеся в далеком прошлом. Поминки проходили в такой очередности: в день похорон, на 9-й, 20-й, 40-й дни, через полгода, в годовщину и далее ежегодно в день похорон. Сороковины — особый поминальный день. В этот день совершали жертвоприношения умершему и всем предкам: традиционно это была курица. Закалывали скотину для поминальной трапезы: для умершей женщины — корову или овцу; для умершего мужчины — быка, барана или лошадь.
Самое главное событие поминального обряда в 40-й день — это «встреча с покойным». Для этого назначался его заместитель, которого усаживали во главе стола и общались с ним, как если бы это был сам усопший. К нему относились почтительно, угощали самыми вкусными блюдами, расспрашивали о том, как живется ему и предкам на том свете. В конце исполнителя роли умершего одаривали и отправлялись на кладбище с угощением и бражкой. Возвращались с песнями и плясками, во дворе разводили большой костер, чтобы отпугнуть смерть и обогреть покойного перед возвращением в загробный мир. Поминки заканчивались прощанием с умершим, пожеланиями ему хорошей жизни на том свете и приглашением на следующие поминки.
Возможно вам будет интересно: