Закрыть
Нижний Новгород
  Придорожные кенотафы в России

Придорожные кенотафы в России

Далеко не каждый человек представляет себе, что скрывается за словом «кенотаф», однако с явлением, которое оно подразумевает, вероятно, знакомы многие. Строго говоря, кенотаф – это мемориал в память об умершем, устанавливаемый у обочины дороги (обычно такими знаками отмечают места, где в результате ДТП погиб один из участников движения). Вдоль трасс, ведущих из Нижнего Новгорода к другим городам, нередко можно увидеть установленные ритуальные венки, распятия или небольшие стелы с фотографиями погибших.

Отношение общества к таким монументам весьма неоднозначное, а власти (в том числе региональные) периодически выдвигают предложения об упразднении таких объектов и вводе соответствующего запрета.

Придорожный кенотаф: что это и зачем устанавливается?

Существует массовое заблуждение, что под мемориалом находится могила, но это далеко не так. Согласно букве закона, проводить погребение в РФ можно только в специально отведенных местах, а придорожные зоны к ним не относятся. Обычно возведение таких объектов – инициатива исключительно родных или друзей покойного.

Кенотаф представляет собой мемориал без могилы, который может приобретать абсолютно любой вид. Чаще всего вдоль трасс развешивают погребальные венки, а в некоторых случаях близкие умершего заказывают полноценный памятник с фотографией, датой жизни и смерти. Однако встречаются и весьма нетривиальные сооружения. Потеря близкого человека не может пройти бесследно и становится тяжелой утратой, которая оказывает сильное влияние на родственников и друзей. Каждый скорбит по-своему, но все близкие люди стремятся отдать дань памяти покойному. Этот психологический аспект находит отражение и в создании придорожных кенотафов: часто их сооружают из подручных вещей и всего, что было дорого покойному. Российские этнографы, изучающие этот феномен, отмечают, что на их памяти встречались мемориалы, созданные из подержанных покрышек и других частей автомобилей. При этом украшением всей композиции, помимо икон, выступали совершенно удивительные и неожиданные вещи, как например, альбом группы «Воровайки» или коллекция CD-дисков. И это далеко не единичные случаи, а массовое явление.

Интересно, что такие сооружения возводят только на территории стран Восточной Европы, более нигде в мире они не встречаются. Однако по масштабам и широте творческой мысли при возведении кенотафов равных нашим согражданам нет.

Как родилась традиция сооружать мемориалы вдоль дорог, наверное, не сможет с уверенностью сказать никто. Сама собой невольно напрашивается мысль о том, что такому обычаю мы обязаны благодаря «лихим 90-м», когда в жизнь общества пришли многие необычные явления. Тем не менее, насколько бы правдоподобной не казалась эта теория, ее легко опровергнуть. Еще в советские времена, в 1964 году, страна увидела фильм В. Шукшина «Живет такой парень». Мало кто помнит, но в картине есть сцена, в которой главные герои останавливаются у придорожного памятника, чтобы выказать свое уважение погибшим. Если это явление нашло отражение в культуре, вероятно, что уже в те времена оно было знакомо обществу. Однако, хоть возникла такая традиция достаточно давно, массово распространилась она действительно во времена перестройки. Исследователи утверждают, что большинство нынешних кенотафов не старше 20 лет.

Почему принято устанавливать кенотафы вдоль дорог

На первый взгляд расположение таких «народных» мемориалов вполне обосновано – если смерть произошла в результате аварии на трассе, устанавливать памятник следует вблизи этого места. Однако интересным становится тот факт, что ни в одной религии вы не найдете упоминания о возвращении души покойного к месту своего последнего пребывания на этом свете. Такое суеверие появилось, вероятно, с распространением кинофильмов о паранормальных событиях, где дух умершего может возвратиться в тело.

Некоторые антропологи и психологи также связывают это верование с тем, что время на рубеже столетий стало для многих переломным. Россияне все чаще обращались к духовному поиску и становились жертвами разных субкультур, сект и новых религиозных группировок, которые фактически не имели никакого отношения к церкви. В Нижегородской области и сегодня можно встретить кенотафы, на которых располагается православное распятие или мусульманский полумесяц, хотя официально данные религии не поощряют создания таких мемориалов.

Существует и мнение, что придорожные зоны стали использовать под ритуальные цели только потому, что такие территории воспринимаются как свободная, никем не охраняемая земля. Маловероятно, что подобные памятники кто-то потревожит или потребует убрать – иные из них стоят на своем месте не один десяток лет.

Установка кенотафов на государственном уровне не регулируется: в России не существует закона, который бы запрещал возводить такие сооружения. А, как показывает практика, что не запрещено - то разрешено. Сегодня распространение придорожных мемориалов приобрело такой масштаб, что на запросы рынка отреагировали многие региональные ритуальные службы: там можно заказать «надгробие без могилы» абсолютно любого формата.

Несмотря на то, что запрета на кенотафы пока не существует, сохранность таких объектов никто не гарантирует. Конечно, кражи памятников крайне редки, как и вандализм (все-таки обычай уважать умерших в нашем обществе достаточно силен). Однако при расширении трасс или во время строительства придорожных объектов, застройщики или сотрудники коммунальных служб имеют полное право ликвидировать мемориал.

Критика кенотафов: кому и чем мешают эти мемориальные сооружения?

В первую очередь, стоит сказать о том, что любые объекты у дорог, которые способны отвлечь внимание водителя, потенциально опасны. При этом не заметить кенотаф зачастую невозможно, ведь многие памятники украшены яркими ритуальными венками. Существует мнение, что кенотафы положительно влияют на дорожную ситуацию, якобы заставляя водителей снижать скорость. Однако, опросы показывают совершенно другой результат: автолюбители заявляют, что такие памятники способны вызывать дискомфорт, раздражение и мысли о смерти, но никак не желание притормозить. Это свидетельствует об еще одной важной проблеме. Ритуальные сооружения вдоль дорог создают некомфортную атмосферу для водителей автотранспортных средств, а как известно, дорожное движение в России и без того отличается частыми стрессовыми ситуациями.

Моральный аспект проблемы затрагивает не только автовладельцев, но и жителей близлежащих поселений. Как правило, при сооружении кенотафа никто не уделяет должного внимания их мнению на этот счет. При этом мало кто захочет жить вблизи кладбища или любого другого упоминания о смерти, которое каждый день будет находиться перед глазами. Правило проводить погребение в строго отведенных для этого местах возникло не просто так. Более того, большинство современных погостов сегодня окружают специальной «зеленой зоной» из растений и деревьев для того, чтобы они не оказывали постоянного воздействия на эмоциональное состояние людей. При сооружении кенотафов данный принцип игнорируется. Кроме того, зачастую родственники и друзья покойного приезжают к месту его смерти, чтобы провести «поминки», которые иногда проходят достаточно бурно и нарушают покой проживающих поблизости людей. У некоторых водителей, в свою очередь, существует традиция: в знак уважения к покойному давать протяжный сигнал, проезжая мимо. Учитывая все эти факторы сам собой напрашивается вывод о том, что отношение к кенотафам в обществе скорее негативное.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок
Круглосуточная справочная+7 (831) 282-22-22