Закрыть
Нижний Новгород
  Символы смерти в искусстве Европы

Символы смерти в искусстве Европы

Смерть во все времена представлялась тайной, приоткрыть завесу над которой стремилось человечество. Одним из способов познания было искусство. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в пещерах, средневековые фрески, скульптурные композиции. Со своей стороны Церковь стимулировала данный интерес. Ведь чем более напуганной потусторонним миром оказывалась паства, тем легче становилось ею управлять.

Череп или Адамова голова

Символы смерти стали особенно популярными у живописцев. Излюбленным сюжетом было изображение черепа на двух перекрещенных костях. Вначале это был просто знак, но к V-VI столетию уже утвердилась легенда относительно Адамовой головы и бедренных костей Евы, что были закопаны на Голгофе. Во время распятия Христа стекающая кровь смыла первородный грех с прародителей и теперь человечество может начинать свою историю с чистого листа.

Библейские сюжеты в принципе находили широкий отклик как у художников, так и у зрителей. Живущие в то время были малограмотными и потому чтение Священного писания с кафедры было единственным их образованием. Глядя на рисунки, иллюстрирующие Страсти Христовы или Воскрешение Лазаря, люди мысленно возвращались к услышанному на воскресной проповеди.

Ангелы и всадники, забирающие души

Тотальная антисанитария приводила к постоянному возникновению эпидемий в Европе. Вид изъеденного струпьями или язвами тела никак не способствовал к позитивному восприятию смерти. Казалось, вот только человек был жив и здоров, а уже через полдня после своей кончины соседи наблюдали полуразложившийся в жару труп. Стремительность, с какой болезнь пожирала плоть, сравнивалась с набегами кочевников. Второй причиной гибели множества людей были непрекращающиеся войны. От того и Ангела Смерти чаще всего изображали на коне, с косой или мечом в руках.

Скелет

Что остаётся после полного разложения тела? Скелет. Его изображение показывало неизбежность конца. Во время раскопок Помпеи была найдена фреска с фразой «Carpe Diem», или «Наслаждайся моментом». На фоне постоянных смертей она была тем самым лучиком надежды для живущих. Она напоминала, что наша жизнь мимолётна по сравнению с Вечностью. Потому не следует горевать об ушедших, а стоит задуматься над собственным пребыванием на бренной Земле.

Триумф и Пляска смерти

Следующим веянием в искусстве было изображение Триумфа Смерти, когда Костлявая срезала, словно колос, людские жизни. Вот мы видим в одной стороне полных жизни людей, а в другой – что с ними происходит после дуновения смерти. На руках родителей погибает малолетний ребёнок, в роскошных одеждах на смертном одре лежит вельможа или епископ. Никого не щадит Разлучница наслаждений.

Хотя сюжет «Плясок смерти» был иным, смысл в них вкладывался схожий. Художники чередовали в хороводе живых людей и скелетов. Поначалу зритель видел только пляшущих человечком и лишь затем, приглядевшись, до него доходил потаённый смысл изображаемого действия. В танце кружились купцы, крестьяне, молодые красивые дамы и беззубые старухи.

Одним из основных заказчиков подобных произведений искусства была Церковь. Росписи на стенах Соборов обращали на себя внимание, привлекали взор паствы во время долгих проповедей. Рассматривая картины человек невольно задумывался о прожитых днях, своей цели в жизни. Устрашающие мотивы стимулировали вести праведную жизнь, чтобы в ином мире не страдать от своих прегрешений в Аду.

Мёртвая природа - натюрморт

К XVI-XVII векам живописцы всё больше прибегают к символическому обозначению смерти. Прямые намёки воспринимаются моветоном. Именно тогда вошла в моду так называемое «мёртвое» искусство. Изображения сорванных фруктов, цветов, убитой дичи показывали зрителю логическое завершение всего сущего. На натюрмортах того времени, чтобы подчеркнуть необратимость смерти, часто центральной фигурой становился череп. Не менее иллюстративными были и окружающие его предметы. По их расположению и использованию можно было прочесть тайное послание живописца. Например, увядающие плоды и сорванные цветы символически представляли конец жизни, часто используемые в то время песочные часы или клепсидра – отмеренное для каждого божьего создания время. Восковые свечи напрямую указывали на память о почившем: зажжённые – в память об ушедшем, потухшие – печаль о раннем уходе в мир иной.

Порой натюрморты содержали в себе наставления для потомков. Так, чтобы их жизнь не протекла в праздности и беспечности, рисовали карты или игральные кости. Курительная трубка или табакерка указывали на необходимость сдерживать свои порывы. Золотые монеты или дорогое наградное оружие заставляли задуматься о том, что всё богатство мира или власть не унести с собой на тот свет.

Романтизм и погосты

Романические настроения часто устремляли помыслы молодых людей подальше от суетной жизни. Где, как не на спокойных улочках кладбища можно было пройтись размеренным шагом, подумать о бренности бытия. Полуразрушенные памятники, изъеденные плесенью надписи давали возможность прикоснуться к прошлому. Для лишённых удовольствия самостоятельно посетить некрополь, пейзажисты рисовали укромные уголки погостов.

Картины разрушений

Батальные сцены – неизменный атрибут войн. Целые панно изображали схватку между армиями, раненных, лазарет и, конечно, убитых. В 20-м веке Пабло Пикассо своё впечатление от Второй мировой войны запечатлен на полотне «Герника». Когда немецкий офицер в восхищении спросил: «Это сделали вы?», известный художник резко ответил: «Нет, это сделали ВЫ!»

Возможно, вам будет интересно:

27 июня 2019