Закрыть
Нижний Новгород
  Смерть и похороны у марийцев

Смерть и похороны у марийцев

Мари, марийцы или черемисы, как их называли до революции, относятся к группе финно-угорских народов, в которую также входят удмурты, мордва, коми, карелы, финны, эстонцы и другие. Все мари живут в России, по большей части в автономной республике Марий Эл, в среднем Поволжье. В обычаях и традициях марийцев до сих пор сохранилось кое-что, унаследованное из далёкого прошлого.

Двоеверие

Традиции марийцев значительно различаются в зависимости от того, где они живут. Одно дело мари, живущие в городах, другое — те, кто обитает в сельской местности. Выделяют самую большую группу луговых марийцев и поменьше — горных. Существуют ещё группы северо-западных, восточных, уральских мари. У всех групп — свои особенности, которые меняющиеся от селения к селению и частично формирующиеся под влиянием соседних народов. Основным фоном является шедшее на протяжении пяти-шести веков обращение мари в православие. Процесс развивался и по официальному миссионерскому направлению, и благодаря общению с соседствующим населением. Свой вклад внёс и семидесятилетний период государственного атеизма в XX веке.

Таким образом, к настоящему времени среди мари преобладает двоеверие, в котором смешаны старые марийские верования и православная обрядность. Также в последние тридцать лет пытаются реконструировать древнюю марийскую религию на основе сохранившихся в сельской местности традиций, дополненных придуманными фрагментами.

Особенности традиционных марийских похорон

Мари полагают, что кончина происходит после того, как умирающему перережет горло дух Азырен (у соседних поволжских народов это ангел смерти Азраил или Газраил). Близ усопшего ставят сосуд с водой и вешают полотенце. По одной версии для омовения отлетевшей души, по другой для того, чтобы Азырен омыл свой нож и вытер его. Далее тело покойного обмывают и обряжают. Одеяние комплектуется по возможности полнее, с обувью и головным убором. К настоящему времени нередко некоторые части одежды на покойника не надевают, а кладут в гроб.

В некоторых местностях хоронят в день кончины, в других — на следующий или на третий день. Марийские и русские могилы и кладбища практически не отличаются. Разница лишь в том, что иногда на могиле крест заменяется столбиком.

В прежние времена в гроб помещали то, что может пригодиться покойнику в иной жизни. Помимо запасных одежд добавлялось кое-что из инструментов, личных вещей и украшений. Но что-либо выдающееся в старых марийских могилах вряд ли обнаружится, так как особых сокровищ у мари не было.

Священные рощи

Мари-язычники не строили храмов, их заменяли и продолжают заменять священные рощи, которым придаётся большое значение в культе предков марийцев. Согласно древним верованиям, умерший человек перевоплощается в птицу, которая присматривает за его потомками и живёт в священной роще. Также некоторые верят, что при совершении молений в такой роще у священного дерева можно общаться с Богом и другими божествами.

В дополнение к русским поминкам на сороковой день в священных рощах устраивают «совместную трапезу» с предками. Полагают, что мёртвым приятны запахи готовящейся еды и дым от костра. Всю приготовленную и принесённую еду следует съесть дочиста, так как едят и за себя, и за предков. Духи предков будут не удовлетворены, если не всё будет съедено.

В связи с идеей о перевоплощении умершего в птицу мари-язычники не особо беспокоятся о пышности похорон и поминок. Отсутствуют верования о душе, которая возвращается в свой дом. Полагают, что души умерших обитают в лесах и рощах. Вообще лес является основой культуры мари, в связи с этим в соседних русских деревнях марийцев нередко считали колдунами. Сами марийцы говорят: «Мари лес оберегает, поэтому марийца бог бережёт».

Возможно вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок
Круглосуточная справочная+7 (831) 282-22-22